Владимир Касаткин

Касаткин Владимир Иванович

Заслуженный художник России(2007 г.), художник Гусевского завода с 1971 по 2016 г. (45 лет!), с 2013 г.- главный художник. Обладает огромным творческим потенциалом, в 2000 г. был признан лучшим художником года в СНГ. Автор хрустального приза "Россиянин года", учрежденного в 2005 г.

В Музее хрусталя в г. Гусь-Хрустальный (филиал Владимиро-Суздальского музея-заповедника) собрано более 60 авторских работ В.И. Касаткина. Украшением экспозиции музея является  выполненная им в 1983 г. соавторстве с В.С. Муратовым композиция «Гимн стеклу». Авторские произведения Касаткина потрясают красотой идеи, выразительностью формы, значительностью замысла.  Одна из самых удачных работ – композиция «Скорбь» (2005) – это боль и покаяние нашего обожжённого войнами века. Стекло в его работах здесь выглядит живым, хранящим движение горячей массы, наполненной жизнью цвета. Скульптуры «Ковчег» (2002), «Ночь на Ивана Купалу» (2009) отличаются выразительных средств и строгостью цветового решения. При минимуме художественных приёмов автору удалось воплотить всю красоту и великолепие, все пластические возможности стекла. Исследуя творческое наследие прошлого, художник создаёт новые интерпретации старинных техник, внося новаторство в традиции ремесла. Украшением коллекции является композиция «Волна» (2005), выполненная в авторской технике, сочетающей пескоструйную обработку с гравировкой на многослойном стекле.

Обладатель Золотой медали Академии Художеств РФ (2014).

Работы В.И. Касаткина украшают ведущие музеи страны. Они экспонируются в музее керамики и "Усадьба Кусково XVIII в.", Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, музее-заповеднике "Царицыно", в ГИМе, Эрмитаже, Музее Санкт-Петербурга; Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, Музее Хрусталя в Гусь-Хрустальном, а также во многих частных собраниях России и за рубежом.

Биография.

Родился 4 сентября 1945 г. в г. Гусь-Хрустальный. После окончания средней школы в 1965 г. пришел работать на Гусевской хрустальный завод учеником, а затем мастером-алмазчиком. В 1971 году окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной (1966-1971 гг.). С 1971 г. по январь 2012 г. работал художником Гусевского хрустального завода. C 2013 г. по настоящее время- главный художник ООО "Гусевской хрустальный завод имени Мальцова"

С 1973 г. член Союза художников РФ. С 26 декабря 2013 г. – главный художник ООО "ГХЗ имени А. Мальцова".С 1972 года - постоянный участник многочисленных российских и международных выставок в Германии, Бельгии, Финляндии, Франции, Италии, Швеции, США.

Награды.

  • В 1972 г. награждён Дипломом Академии художеств СССР за серию работ, представленных на выставке "Художественное стекло заводов Российской федерации 1972 года".
  • В 1978 г. награждён Бронзовой медалью ВДНХ СССР.
  • В 1982 г. отмечен Почётной Грамотой им. Г.Г. Фейгина (Владимирского обкома комсомола).
  • В 1989 г. награждён Международным дипломом "За мастерство в стеклоделии" г. Вальсвассер, ГДР.
  • В 2000 г. признан лучшим художником года в СНГ.
  • В 2000 г. награждён Дипломом выставки "Мир стекла - 2000" (Набор для вина "Болеро", декоративная композиция "Коломенская верста").
  • В 2007 г. удостоен звания Заслуженного художника РФ.
  • В 2003 г. награждён Почётной грамотой Министерства Культуры РФ.
  • В 2014 г. награждён Золотой медалью Академии Художеств РФ.
  • 2014 г. – Почётный Член Российской Академии художеств.
  • 2015 г. - Золотая медаль «Духовность. Традиции. Мастерство» ВТОО «Союз художников России» (2015)
  • С 2016 г. Почётный гражданин г. Гусь-Хрустальный.


Метаморфозы в СТЕКЛЕ ВЛАДИМИРА КАСАТКИНА

Художник – это маг, большое сердце. Он извлекает красоту, отыскивает свежесть во всём, рыщет, подчиняет себе стихию. Художник – человек свободной воли, он понукаем внутренним демоном. Мы живём в мире собственных стремлений и тревог. Это мир радостный и трагичный.

Марк Шагал

Владимир Иванович Касаткин - один из самых разносторонних и талантливых художников современности, чье искусство называют мерилом эстетического и технического уровня Гусевского хрустального завода. Творчество художника опирается на глубокое знание технологических процессов, секретов обработки и специфики материала. Основа этих знаний заложена в огромном опыте, в освоении всех звеньев производства, от мастера-алмазчика до художника - профессионала.

В самом начале творческого пути, в конце 1960-х, Владимир Касаткин вступил в круг уже сложившегося коллектива профессиональных художников, в состав сформировавшегося понятия «гусевская стекольная школа», где ему предстояло найти свое место. Стремление раскрыть секреты ремесла, поиск различных подходов в работе со стеклом, творческое самосовершенствование помогли найти собственную нишу в общем процессе.

Гусевскому хрустальному заводу Касаткин посвятил почти 50 лет своей жизни. Десятки спроектированных им образцов сувенирной и массовой продукции прочно вошли в заводской ассортимент. В этих изделиях присутствует нестандартность мышления с одновременным уважением к русским традициям. Их отличает лаконичность, конструктивная ясность и ярко выраженная идея, суть. Огромной популярностью пользовались его стопки «Сапожок», сувенирные шлемы, ваза «Каскад», прибор для воды «Василек» и многие другие. Стопки «Сапожок» - добротные, устойчивые, в основу их взят функциональный приём трактирной «непадающей» стопки с толстым заливом, а оригинальный алмазный рисунок, смягчающий форму, позволил создать обаятельный, сказочный образ. Композиция «Русь» - стилизованные шлемы былинных богатырей, передающие драгоценность классического бесцветного хрусталя за счёт крупной добротной огранки на основе рисунка «русский камень». Метровой высоты ваза «Традиция», ставшая символом Гусевского хрустального завода, воспринимается как ода мастерству гусевсвских умельцев, накопленному на протяжении двухвековой истории производства.

Владимир Касаткин
Владимир Иванович Касаткин

Наряду с дизайнерскими проектами Владимир Касаткин создавал авторские произведения уникального плана. Лучшие из них потрясают красотой идеи, выразительностью формы, значительностью замысла. В этих работах зримо проявилась творческая индивидуальность художника. Все они обладают лаконичной завершённостью, отточенностью декоративных приёмов. Сильные, по-мужски уверенные линии форм в сочетании с логической завершённостью, отточенностью декоративных приёмов создают графическую выразительность объектов. Отдельные работы, воплощённые на грани возможностей хрупкого материала, поражают смелостью замысла. Так, композиция «Застывшие звуки», посвящённая величественной архитектуре Георгиевского собора в Гусь-Хрустальном – взлетающие вверх тонкие струны с каплями-нотами на концах – кажется, ещё чуть-чуть – и растают, растворятся под сводами храма – воплощённая музыка в стекле. Тот же приём использован в композиции "Росинка".

Касаткин – художник широкого творческого диапазона. Он умело использует все известные техники, владея приёмами гутного формообразования, широкоплоскостной и алмазной гранью, использует оригинальную авторскую технику, сочетающую пескоструйную обработку и гравировку, создающую богатую фактуру, перекликающуюся со стеклом в стиле Э. Галле (вазы «Пробуждение», «Роща золотая», «Синий цвет», «Бахчисарай»).

Несмотря на присущую его работам строгость колористического решения, художнику удалось воплотить удивительно глубокие, лирические образы. Одно из самых поэтичных - блюдо «Вечернее». Насыщенный цвет стекла, меняющий глубину на изгибах рельефа, передает все краски леса, погружающегося в сумерки тёплой летней ночи. Художественный образ достигается благодаря глубокому проникновению в плоть материала при помощи глубокой шлифованной грани, текучей линией переходящей в живой растительный орнамент.

При всём минимализме декоративных акцентов художнику удаётся создать эмоционально «сильные» скульптурные композиции, не сравнимые ни с чем, когда-либо созданным в стекле. Щемящей нежностью звучит пластика «Проникновение» – тема соединения мужского и женского начал. Хрупкость скульптур – как символ хрупкости человеческих отношений. Динамичность и выразительность свободной пластики, дополненная гармоничным взаимодействием двух цветов, звучит единой мелодией темы.

В пластике «Ковчег» мы видим ту же лапидарность художественных средств и строгостью цветового решения. Но тревожно-интригующий образ космического корабля, призванного сохранить цивилизацию землян, неизменно привлекает внимание и задерживает взгляд зрителей.

Одно из самых запоминающихся произведений – композиция «Скорбь» –передает целую гамму чувств: горечь и боль, страдание и надежду, светлый разум и бессильную ярость. «Скорбь» – это боль и покаяние нашего обожженного войнами века. Стекло здесь выглядит живым, хранящим движение горячей массы, наполненной жизнью цвета.

В своём творчестве Касаткин никогда не ограничивался созданием эскиза. Он работает с мастерами у раскалённой печи, участвует в создании формы – основы произведения, отмечает нюансы огранки в цехе шлифовки, руководит процессом пескоструйной обработки… Желание пройти все стадии создания произведения, вдохнуть в него жизнь, самому поднести стекло к лучам света, которые зажгут внутри неповторимую игру цвета и светотени – всё это сравнимо с процессом рождения новой жизни. Универсальный художник, он может продумать и создать свою работу с момента горячего набора стекла до последнего алмазного штриха. Художник старой профессиональной школы, Мастер. В наши дни, с закрытием многих стекольных предприятий в стране, достичь такого профессионализма удаётся немногим.

Что движет творчеством Мастера? Способность удивляться миру, желание познавать, стремление к самосовершенствованию, мечта о возрождении былой славы гусевского хрусталя… Источники вдохновения он находит в богатых традициях русской культуры, в классическом искусстве Востока, в поэзии природы, в загадках мироздания, в психологии человеческих взаимоотношений… Толчком для оригинальных творческих находок нередко служили и семейные, житейские радости. Так, упомянутые выше стопки "Сапожки" появились тогда, когда родилась дочь, и вдруг захотелось создать что-то радостное и забавное… А когда появилась внучка, родилась серия, посвящённая красоте родного мещёрского края.

Солнечная колесница
Солнечная колесница, 2017

Увлечение историей древних предков славян привело к созданию уникальных работ – композиций "Солнечная колесница и "Колахуд" – образ древнего боевого шлема с изображением гуся и солнца. Эти работы, подаренные художником городскому краеведческому музею, служат украшением экспозиции.

Произведения мастера вошли в сокровищницу мирового искусства. Стекло Владимира Касаткина представлено в коллекциях крупнейших музеев, в частных собраниях в разных уголках земного шара. Он автор многих хрустальных призов для различных спортивных соревнований, конкурсов и фестивалей. Автор приза вокального конкурса «Новая волна», проходящего в Юрмале, создатель приза "Россиянин года", обладателями которого стали известные артисты, писатели, общественные деятели. Хрустальный княжеский шлем В. Касаткина украшает коллекцию подарков премьер-министра Китая В. Цзябао, крылатый кубок «Нормандия-Неман» - в коллекции экс-президента Франции Ф.Миттерана, а уникальный комплект шахмат из белого и черного хрусталя, изготовленный по эскизам художника, подарен председателю Госсовета Дагестана М. Магомедову.

В начале XXI века, когда Гусевской хрустальный завод вступил в премиум-сегмент отечественного рынка с ориентацией на выпуск эксклюзивной продукции, Касаткин разработал новую коллекцию изделий, которые стали не только декоративными акцентами современных интерьеров, но и объектами коллекционирования. Среди них – изысканный кабинетный набор «Консул», хрупкий изысканный комплект «Фристайл». Для Владимира Касаткина стекло – не только любимый материал, которому он посвятил жизнь, но и основа для создания собственного, особого мира. Красота его стекла – творческое отражение этого мира, отражение его личности.

Владимир Касаткин
Зураб Церетели вручает Владимиру Касаткину мантию почётного члена Российской академии художеств, 2014.

Трудно переоценить вклад Владимира Касаткина в развитие гусевской художественной школы. Он обогатил стекло Гусь-Хрустального оригинальностью форм, изысканностью цветовых решений, эмоциональностью, глубиной образов, высоким мастерством. Всё это ставит творчество художника в один ряд с лучшими произведениями современности.


А. Чуканова,
хранитель коллекции стекла Владимиро-Суздальского музея-заповедника